радио :: программа история джаза :: радио джаз 89.1fm :: 2006-2007

Albert King

Здравствуйте. У микрофона Мартин Ландерс. Сегодня в программе – обладатель футуристической гитары, утонченный исполнитель блюза Альберт Кинг. Шести футов четырёх дюймов роста и весом 250 фунтов, Альберт Кинг возвышается на голову над бесчисленными гитаристами, внёсшими свою лепту в развитие послевоенного блюза. Внешне узнать его можно мгновенно – по росту, неизменной трубке, зажатой в зубах и, конечно, его футуристической гитаре, Гибсон “Flying V.”
 Но его музыка ещё более индивидуальна. Интенсивный, густой звук его гитары и обманчиво простой стиль оказали большое влияние на сотни джазовых и блюзовых гитаристов.
О детстве Альберта известно не много. А его склонность приукрашивать события только осложняет дело. Он родился в Индианополе, в сердце Дельты. Он родился 25 апреля 1923 года, но этот факт, как собственно и его настоящее имя всегда вызывал большие сомнения. Так, например, его знакомые всегда уверяли что он родился гораздо раньше. После головокружительного успеха Би Би Кинга, юный Альберт тоже решил именовать себя королем.
Отцом короля был бродячий проповедник, который покинул семью, когда Альберту исполнилось 5 лет. Мать Альберта, Мэри Блевинс, вскоре вышла замуж за Уилла Нельсона, и вся семья, включавшая десяток разного рода родственников, переехала в Форрест Сити в штате Арканзас. Мальчишка принял фамилию отчима и стал Альбертом Нельсоном.

Детство и юность Альберта были сравнительно нормальными. Их семья кормилась фермерством, что было обычным для чёрных жителей Юга. Как и многие другие деревенские дети, юный король почти не ходил в школу, и научился читать и писать уже взрослым. Первые ноты Альберт извлёк из легендарной “Диддли Боу” – натянутой проволоки, на которой играли бутылкой. Потом он смастерил себе гитару. Годы спустя он вспоминал: “Корпус я сделал из сигарной коробки, а гриф – из обструганного деревца. Струны были намотаны на деревянные колышки. Я настроил их по разному, но все шесть были из одинаковой проволоки.”

Когда Альберт подрос, он устроился работать водителем бульдозера. В 1942 за один доллар двадцать пять центов он купил у приятеля настоящую гитару фирмы  Гилд (Guild). Он слушал музыку Блайнд Лемон Джефферсона, Лонни Джонсона, “Сонни Боя” Виллиамсона. Учение игры на гитаре для будущей звезды было не простым. Альберт был левшой и держал обыкновенную гитару грифом влево и головой вниз.

Одна из характерных особенностей его стиля – игра без медиатора. “Я никогда не мог играть медиатором,” – говорил он в интервью с журналом Guitar Player – “Я пробовал, но как только я разогревался, швырял его в угол. Наконец я решил – ну его. Так что я играю просто большим пальцем.”
В 1950, Альберт случайно познакомился с М.С. Ридером и переехал в Оцеолу. Ридер был владельцем знаменитого клуба Т-99. Оцеола находится между Мемфисом и Сент-Луисом, прямо на шестьдесят первой дороге, и каждая группа, проезжавшая из одного города в другой, просто не могла там не останавливаться. Гостями из Мемфиса в клубе Т-99 бывали такие светила, как Би Би Кинг, Бобби Бланд, Руфус Томас, Роско Гордон и Джонни Эйс.

Была в Т-99 и собственная группа, The In The Groove Boys, с непостоянным составом. В жерло этого музыкального вулкана приземлился Альберт Нельсон со своей первой электрогитарой, стадвадцатидолларовым Эпифоном.

Бывший вокалист Айка Тёрнера и житель Оцеолы Джимми Томас был тогда подростком. “В субботу вечером Оцеола кипела,” – вспоминает он, - “маленький городишко, но совершенно бешеный. Оцеола была даже круче чем Каир и всякие такие места, хоть они и больше. В каждом кабаке, в каждом кафе играли на деньги. И Альберта я помню, конечно! Мы его называли Большой Альберт или Чёрный Альберт, такие у него были прозвища. Он водил трейлер, хлопок перевозил, а на гитаре играл по выходным.”

Карл Тейт, игравший в то время в группе In The Groove Boys на барабанах, вспоминал: “Альберт был блюз на сто процентов. Он иногда и быстрые блюзы играл, но его настоящие вещи это, конечно, корневой, кантри-блюз, типа Little Boy Blue.”

The In The Groove Boys были популярной группой. Они играли в других барах Оцеолы и соседних городах. Вдобавок, их регулярно приглашали на местную радиостанцию. Тэйт рассказывает: “Альберт играл и на ударных тоже. Когда я пропускал трансляцию, он садился за установку вместо меня, а кто-нибудь другой играл на гитаре.”

“Мы тогда знали, может, три-четыре песни. И мы их играли – быстро, медленно и средне,” - говорил сам Альберт. Один из жителей Оцеолы подтверждает: “Альберт был так себе музыкант когда он начал здесь играть.”

Молодой Король вполне прижился в Оцеоле. У него родилось трое детей, и двое из его сестёр, Эдди Лу и “Биг Ред,” тоже переехали и поселились неподалёку.
Впрочем, его жизнь не была слишком гладкой. Альберт не любил вспоминать об аварии, в которую он попал в начале 50-х в Арканзасском городке Марион. Его грузовик столкнулся с другой машиной, и несколько человек погибло. Погибшие были белыми, а в накалённой атмосфере южных штатов это могло привести к большим неприятностям. Альберт попал в тюрьму. К счастью, у него были влиятельные знакомые, которые помогли вызволить его из тюрьмы.

Позднее он переезжает в Гэри, штат Индиана. Там он присоединился к группе легендарных блюзменов Джона Брима и Джимми Рида. И Рид, и Брим были гитаристами, так что Альберту пришлось сесть за барабаны. Независимые лейблы вырастали как грибы, и за новыми талантами шла настоящая охота. Вилли Диксон свёл Кинга с известным Чикагским диджеем Алом Бенсоном, владельцем лейбла Parrot.

“Я ждал его на улице полтора часа. – вспоминет музыкант, - Он выходит и вдруг говорит – Играй. У меня ни усилителя, ничего нет. Что делать – я начал играть. Он послушал меня минут пять и говорит – окей, сегодня вечером приходи в студию. Вот и всё.”

Тридцатого ноября 1953 года состоялся студийный дебют Альберта Кинга. Он записал пять вещей, две из которых – Be On Your Merry Way и Bad Luck Blues – вышли на сингле. Все записи, сделанные за эту сессию, звучат очень традиционно. Его вокал, впрочем, уже тогда звучал так же мощно и богато, как в последующие годы. Впоследствии, рассказывая об этом сингле, Альберт часто рассказывал такое, во что просто трудно поверить.
Например, он говорил, что было продано 350 000 копий и что за эту сессию ему заплатили четырнадцать долларов. Навряд ли он действительно получил больше четырнадцати долларов платы, но 350000 копий – это явное преувеличение. Синглы, расходившиеся действительно успешно, практически гарантировали появление песни в чартах, местных и всеамериканских, и конечно же, продление контракта с музыкантом. Ни того, ни другого не случилось. В 1954-м Альберт вернулся в Оцеолу.

Ещё два года прошли в с группой In The Groove Boys по барам и кабачкам Арканзаса. К '56-му Альберт переехал в Сент-Луис. В этом городе была большая блюзовая сцена и работы для музыканта было предостаточно. Но и соперники у него были серьёзные: Kings of Rhythm Айка Тёрнера, группы Литл Милтона и Рузвельта Маркса.

Сперва Кинг просто ходил по многочисленным клубам, знакомился с людьми, играл в джем-сейшенах. К октябрю '56-го он уже собрал свою собственную группу. 
Гитарист Ларри Дэвис, долгое время игравший с Кингом, вспоминает: “Я встретил Альберта когда он только переехал в Сент-Луис. Они тогда играли втроём в маленьком баре на Олив-стрит. Я сперва обратил на него внимание из-за его голоса. Он классно пел, сильный голос.”

К '58-му году у Альберта появилась его Гибсон “Flying V,” гитара, которая всегда будет ассоциириваться с Кингом. Он называл её “Люси.” Может быть, он следовал своему однофамильцу Би Би, называвшему свою гитару “Люсиль,” но сам Альберт утверждает, что он назвал её в честь актрисы Люсиль Болл из популярного комедийного шоу I Love Lucy. Кстати, долгое время существовала версия, что Альберт и Би Би – братья.

Гитарист Бобби Кинг вспоминает рассказ своего приятеля о том, как тот “видел самого здоровенного, чернющего, жуткого чувака за всю свою жизнь. Гитара у него – как чёртов космический корабль; сам он левша и у него самый последний размер ботинок, какой только бывает!” Медленно, но верно Альберт превращался из никому не известного новичка в одного из ведущих блюзменов Сент-Луиса.

В 1958-м году Роберт Лайонс, менеджер радиостанции KATZ, открыл Bobbin Records, в основном для того, чтобы выпускать диски Литл Милтона. Первый сингл Литл Милтона стал хитом, и Лайонс пустился в поиски других местных талантов. Летом '59-го Кинг становится артистом этого лейбла.

Музыка Короля становится ближе к  джамп-блюзу. Сам Альберт стал более уверенным лидером, и сформировался его “фирменный” звук – яркая гитара со свингующей джазовой поддержкой. “Я всегда любил джаз, особенно биг-бэнды. Записи на Bobbin Records очень оркестрованные, с аранжировками, которые смешивают блюз и джаз. Это джазовые аранжировки вокруг блюзовой гитары.”

На Bobbin Records выходит цепочка синглов, которая добавила ему поклонников и укрепила его репутацию среди музыкантов. 
Музыкантом заинтересовалась компания побольше, King Records, на которой  в 1963 году Альберт записал альбом The Big Blues. 
Среди коллег-музыкантов Альберт был известен не только как гитарист. Он был невероятно неуживчивой натурой. Его группа меняла состав с неслыханной быстротой.

“В группе у Альберта музыканты зарабатывали хорошие деньги,” – вспоминает Кенни Райс, бросивший школу после приглашения играть в группе Кинга, – “Альберт платил больше, чем все остальные. У него можно было хорошо заработать – если только он тебя не выгонял. Если ты терпел его выходки и выкладывался на сцене, у него очень многому можно было научиться.Он постоянно орал на своих барабанщиков ни за что. Он сам отсчитывал темп, но он играл по чувству – то быстрее, то медленнее.”

В мае '64-го Альберт записывает очередные синглы, которые по звуку являлись прямыми предшественниками его 'золотого периода' на Stax Records.
С самого начала на этой компании грамзаписи Альберт чувствовал себя как дома. Его творческие силы были на подъёме, и новые записи принесли только успех. В эти времена Кинг записал свои самые известные песни “Oh Pretty Woman (Can’t Make You Love Me).” и “Crosscut Saw,”.

В конце '67-го вышел первый альбом Кинга, Born Under A Bad Sign. Появление этого диска совпало с ростом популярности Кинга среди белой молодёжи. В июле '68-го он впервые дал концерт в знаменитом Филморе Вест – Сан-Францисском хипповском концертном зале. 

Вернувшись в Мемфис, Альберт записал свой первый настоящий студийный альбом, Years Gone By. В 1969 он играет в Powell Concert Hall с симфоническим оркестром. Одетый в чёрный фрак и со своей Flying V наперевес, Альберт представлял довольно нелепое зрелище.

Следующим проектом был 'концептуальный' альбом King Does The King’s Things: Альберт Кинг пел песни Элвиса Пресли.
К концу 70-х Кинг начал записываться на лейбле Tomato, и качество его музыки заметно повысилось. Его эксперименты с соул-блюзом закончились и он вернулся к чистому блюзовому звучанию. Он работал в студиях Детройта и Нью-Орлеана, и одна из этих сессий вышла под названием New Orleans Heat. 

В середине восьмидесятых Альберт начал поговаривать об уходе 'на покой,' а затем и вправду объявил о выходе в отставку, но это не помешало ему регулярно играть на всех больших блюзовых фестивалях и продолжать ездить на гастроли в Европу. Последний концерт он сыграл в Лос Анджелесе 19-го декабря 1992-го года. На следующий день он вернулся домой в Мемфис и 21-го декабря 1992 года Альберт Кинг ушёл из жизни.

история джаза

тексты

При использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна. All rights reserved. Design and maintenance ML Productions ©1998-2015. Техподдержка Hotsupport